Говоря о предмете психологии, С. Л. Рубинштейн один из первых обратил внимание на то, что психика не является исключительно монопольным предметом исследования лишь психологической науки, как часто думают даже профессиональные психологи. В той или иной степени и форме исследованием психики и сознания занимаются такие научные дисциплины, как гносеология, логика, этика, эстетика, нейрофизиология, невропатология, педагогика, история, искусствоведение, социология, генетика, психиатрия, кибернетика, криминалистика, нейрохирургия, искусство и художественная литература и многие другие.

Это, с одной стороны, определяет и объясняет многообразие связей психологии с другими науками, а с другой — ставит вопрос о специфике предмета психологической науки. Упомянутый выше С. Л. Рубинштейн говорил, что психология не просто занимается изучением психики, ее интересует психическое как процесс. Сказанное относится в полной мере и к специальной психологии, которая рассматривает дизонтогенез с генетической точки зрения и обладает обширными межпредметными связями.

Говоря о связи специальной психологии с другими отраслями психологической науки, прежде всего следует указать на психологию развития, образования и клиническую психологию. Эти разделы психологии, точнее знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, поскольку развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания. С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико- психологических исследований, осуществляемых (проводимых) в рамках специальной психологии. Многие закономерности в норме легко могут ускользнуть от взгляда исследователя либо быть крайне трудными для изучения в условиях эксперимента. Случаи патологии являются, по образному выражению И. Н. Павлова, "жестоким экспериментом природы", дающим уникальную возможность проверить степень универсальности законов, открытых и описанных ранее в других условиях.

Не менее тесны связи специальной и клинической психологии. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что они составляли в начале XX в. единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином "патологическая психология".

Некоторые авторы и сегодня отождествляют специальную и клиническую психологии. Подобная точка зрения не вполне верна. Между специальной и клинической психологией существует много общего, что, разумеется, не может служить основанием для их полного отождествления. Основной проблемой клинической психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с изучением разных вариантов отклоняющегося развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое, более существенное отличие состоит в том, что клиническая психология рассматривает человека в терапевтическом контексте, т.е. в процессе лечения, в то время как контекст изучения в специальной психологии иной — социальный, т.е. обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Разные контексты связаны с разной направленностью приложения психологических знаний. Клиническая психология обслуживает сферу здравоохранения, специальная — сферу коррекционного образования.

Выше мы говорили о клинической психологии, понимая се как синоним медицинской. В европейской традиции слово клинический прежде всего ассоциируется с понятием "проблемный", в отличие от русской культуры, где слово "клинический" устойчиво связано с такими понятиями, как "больничный", "лечебный", "врачебный" и подобными другими им. Именно поэтому очень часто в европейском контексте клиническую психологию понимают как психологию проблемных ситуаций. Уместно вспомнить созданный Ж. Пиаже метод клинической беседы, т.е. искусство задавать проблемные вопросы.

В структуру клинической психологии входят психология кризисных и экстремальных ситуаций, психология утрат, медицинская психология, рассматривающая болезнь как проблемную ситуацию для личности и общества, и специальная психология, изучающая дизонтогенез как проблему. В свете сказанного можно говорить о том, что специальная психология одновременно входит в состав таких отраслей психологической науки, как генетическая, клиническая и психология образования.

Не менее тесны связи специальной психологии с целым рядом клинико- биологических наук, таких как нейрофизиология, невропатология, детская психиатрия, офтальмология, оториноларингология, медицинская генетика и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической деятельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и нервные заболевания, равно как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Именно поэтому так важны для построения теории специальной психологии клинические сведения из перечисленных дисциплин (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Связи специальной психологии с другими отраслями психологической науки

Сказанное, безусловно, не означает отождествление клинического и психологического подходов, так как клинициста (врача) прежде всего интересуют симптомы и синдромы заболевания как внешние проявления внутреннего патофизиологического процесса — патогенеза. Психолог же, по справедливому мнению В. В. Лебединского, за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности или психологические реакции на эти симптомы. Таким образом, клинический и психологический анализ обращены к разным уровням изучаемого явления — физиологическому и психологическому, каждый из которых при всем их единстве обладает выраженной спецификой, собственными закономерностями и несводимостью друг к другу.

Соотношение клинического и психологического анализа часто напоминает известный психологический феномен поочередной смены фигуры и фона, последовательно превращающихся друг в друга. Так, например, детская психиатрия занимается не просто психическими заболеваниями, их этиологией, патогенезом и т.д., но прежде всего тем, как те или иные заболевания протекают и проявляют себя в зависимости от возрастного фактора. Здесь болезнь выступает в роли фигуры, возраст — в роли фона. Специальная психология интересуется и тем, как психическое заболевание и его последствия (равно как и другие заболевания) влияют на процесс возрастного развития психики: в этом случае процесс возрастного развития представлен в виде фигуры, а болезнь и ее последствия — в роли фона.


Источник: https://studme.org/78578/psihologiya/mezhpredmetnye_svyazi_spetsialnoy_psihologii


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Межпредметные связи специальной психологии - Специальная Теле 2 убрал роуминг

Как связаны специальная психология с другими науками Как связаны специальная психология с другими науками Как связаны специальная психология с другими науками Как связаны специальная психология с другими науками Как связаны специальная психология с другими науками Как связаны специальная психология с другими науками Как связаны специальная психология с другими науками

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ